Главная » Статьи » Мои статьи |
Полифункциональность предметно-пространственной среды в ДОО Чепенева Екатерина Ильмировна, воспитатель МАДОУ №85 г. Томск Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования изменяет и требования к предметно – пространственной среде, ведь она влияет на процесс воспитания, обучения, развития личности дошкольника, что является важным условием для полноценной работы дошкольной образовательной организации. Представленная специально организованным пространством развивающая предметно-пространственная среда становится полноценной частью образовательной среды и включает в себя различные материалы, оборудование и инвентарь для развития дошкольника в соответствии с его особенностями на каждом возрастном этапе, а также отвечает всем требованиях охраны и укрепления здоровья, с учетом особенностей и коррекции недостатков их развития. Предметно-пространственная среда строится на следующих принципах: - насыщенность (отражает соответствие содержанию образовательной программы, а также возрастным особенностям детей); - вариативность (предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих познавательную, игровую, исследовательскую, двигательную активность детей); - доступность (включает в себя свободный доступ детей к игрушкам, играм, пособиям, материалам); - полифункциональность (предметно-пространственная среда обеспечивает реализацию всех образовательных процессов, открывает перед ребенком множество возможностей, и что немаловажно, должна быть многофункциональной); - трансформируемость (принцип тесно связан с полифункциональностью предметно-пространственной среды, тем самым предоставляет возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством)); - безопасность (среда предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности). Рассмотрим подробнее два принципа: полифункциональность и трансфортируемость. Так, например, разделение группового пространства обеспечивает деятельностный подход в образовательном процессе. Все основные виды детской активности обеспечиваются свободным доступом детей к игрушкам, пособиям, материалам, играм. Пространство должно быть максимально открытым и доступным, для этого подойдут столы и стеллажи, здесь же можно составлять макеты, разыгрывать мини-спектакли. Для организации сюжетно – ролевой игры необходима система контейнеров с подобранным игровым материалом и атрибутами. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной развивающей среды в зависимости от образовательной ситуации, от меняющихся интересов и возможностей детей, а полифункциональность материалов, даёт возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды - детской мебели, мягких модулей, ширм, а также материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности. Идею мобильности и динамичности легко воплотить с помощью ширмы, особенно это актуально для групп рационального использования. Для игр изготавливаются ширмы – трансформеры, которые могут быть как машиной, так и кораблем, в зависимости от ткани, которой накрыта ширма, это позволяет использовать игровое оборудование и пространство в разных вариантах. Ширмы лёгкие и безопасны в использовании, все элементы съемные. Например, ширма для мальчиков «Кораблик» имеет угловую форму. Ребенок может модернизировать ее с помощью накладной атрибутики, а предметы морской тематики, такие как якорь, штурвал, спасательный круг, помогут быстро организовать игру. Достаточно заменить покрытие из ткани и это уже не корабль, а военная машина или штаб для командиров. Дети могут действовать сами в зависимости от игрового замысла. Ширмы для мальчиков позволяют менять предметно-пространственное окружение, вносить в него новое в соответствие с интересами детей. Все любимые мальчиками предметы легко крепятся и кладутся в карманы: часы, рация, фонарик, карта, бинокль. Ширма «Машина» может служить сюжетом для игр и позволяет ребенку ограничить свою игровую зону. Колеса и тент у машины съемные, что позволяет легко хранить ширму. Съемные элементы изготавливаются из легкого и тонкого ДСП, что обеспечивает их долгосрочность. Если взять легкую вуаль, то «Машина» превращается в ширму для девочек, дополняем ее атрибутами (столик, чашечки, бусы, шляпки и т.д.) и уютный чайный домик готов. Ширмы многофункциональны и универсальны, они удобны в хранении, легко складываются, что позволяет переносить их. Если изготовить ширмы не предоставляется возможным, то на помощь придут мягкие модули, которые легко обогатят детскую игру, ведь на усмотрение играющих они могут быть ракетой, автобусом и даже дворцом. Наполняемость предметно-пространственной среды позволяет детям каждое событие проживать по-разному, в новой ситуации, окружении, что развивает фантазию и воображение, позволяет овладевать средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками. Также для функциональности и трансформируемости пространства можно использовать макеты-заготовки, которые можно изготовить совместно с детьми. Например макет «Дорога» - способствует закреплению и воплощению личного социального опыта детей в игре, закреплению знаний о ПДД, погружению в игровую ситуацию, проявлению изобретательности в использовании предметной среды, совершении разнообразных игровых действий, дополнению игровой обстановки по ходу игры. Макет «Лесная поляна» оснащается набором мелких игрушек, которую можно использовать в разных вариантах (ферма, деревня, парк и т.д.), в соответствии с игровым замыслом детей. Дети самостоятельно могут добавить готовые макеты или построить из различного конструктора необходимые сооружения или использовать предметы-заместители, игрушки-самоделки. Таким образом, полифункциональность предметно-пространственной среды помогает и позволяет создать ситуацию эмоционального комфорта и уединения, в организации игровой деятельности детей, раскрыть творческий потенциал детей, наполнить игровой процесс современным увлекательным содержанием. Дети могут активнее проявить свои способности, интересы и желания, что способствует развитию здорового, бодрого и жизнерадостного ребёнка.
Список литературы:
| |
Просмотров: 8803 | |
Всего комментариев: 0 | |