Главная » Статьи » Мои статьи |
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСВИИ С ФГОС ДО Л. М. Тихая, Е.И. Чепенева, воспитатели Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №85 г. Томск, Томская область
Детство – время удивительное, это пора приключений и открытий, радости и познаний. Детство – время, когда происходит формирование основных жизненных принципов и ценностей. Но нарастающий в современном обществе прагматизм, сложная террористическая ситуация в мире привели к утрате подрастающим поколением способности к нормальному мировосприятию, следствием чего стало отсутствие навыков коммуникативного взаимодействия, компетенций безопасного поведения. А ведь наше будущее зависит от того, какими вырастут наши дети. А чтобы они выросли добрыми, милосердными, отзывчивыми, способными найти выход из любой сложной ситуации, не боящиеся оставаться одни дома и не его стен, нам взрослым необходимо наполнить их детство соответствующим содержанием. Важным этапом становления личности ребенка является дошкольный период, именно в этот период лучше всего формируются компетенции здорового образа жизни. Дошкольный возраст характерен повышением двигательной активности, любознательности, что порой приводит к возникновению опасных для жизни ребенка ситуаций и травм. Естественно, что ребенок, в силу своего возраста не может самостоятельно определить всю опасность своих действий, поэтому главная задача каждого взрослого, как родителя, так и педагога в ДОУ, защитить ребенка. Так как невозможно удерживать ребенка всегда возле себя, изолировать от всех опасных предметов, просчитать каждый его шаг, то возникает необходимость доступно разъяснить и рассказать пути избегания травмоопасных ситуаций. Необходимо познакомить ребенка со всеми окружающими его бытовыми источниками опасности, сформировать представление о безопасном поведении в быту, выработать алгоритм действий при возникновении опасностей, сформировать ответственное отношение к себе, как участнику дорожного движения, а также объяснить как правильно вести себя на улице, во дворе, дома. Многие отечественные психологи, среди которых В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, К.Д. Ушинский, Д.Б. Эльконин, занимались вопросами формирования у детей компетенций безопасного поведения, и осветили многообразие подходов и идей по данной проблеме. В 1995 году, в дошкольных учреждениях, впервые начали формировать у детей дошкольного возраста представления о правилах безопасности. В это же время была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в которой в доступной форме для детей старшего дошкольного возраста доносятся знания по вопросам безопасного поведения на дороге, в быту, при общении с незнакомцами, и в других опасных ситуациях. По мнению К.Д. Ушинского, образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей. Опасность является ключевым понятием безопасности жизнедеятельности [2]. В исследованиях Т.П. Гарнышевой можно найти описание этому явлению, которое она трактует как, объект или процесс, способный в некоторых условиях, так или иначе, нанести вред здоровью человека. С введением нового ФГОС изменился и подход к проблеме безопасности, неотъемлемой частью образовательного процесса становятся такие понятия как «терроризм» и «экологическая катастрофа». Формирование компетенций здорового образа жизни, как основ безопасного поведения в природе, быту, социуме, становится одной из главных задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие». Чтобы оценить уровень сформированности этих компетенций, ФГОС предлагает целевые ориентиры, однако в них нет конкретных знаний, умений, навыков, которые можно отследить. Согласно ФГОС ДО, целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены [3]. В МАДОУ №85 проводится систематическая работа по безопасности детей в быту, на улице, по формированию усвоения правил дорожного движения. А в летнее время проектная деятельность по безопасности дошкольников в окружающем его мире. Для достижения целевых ориентиров необходимо учитывать следующие принципы: - психологический комфорт ребенка, когда отсутствуют стрессовые факторы; - последовательность и системность в подаче материала ребенку (новое должно основываться на предыдущем материале); - включение в активную деятельность (игровую, познавательную или поисковую); - доступность, когда усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей ребенка; - наглядность (необходима для восприятия ребенком правил безопасного поведения, в частности на иллюстративном материале). Для нас безопасность ребенка является актуальной проблемой, поэтому свою работу по формированию компетенций, способствующих безопасности жизнедеятельности дошкольников, мы осуществляем через решение таких образовательных задач, как: - приобщение детей дошкольного возраста к правилам безопасного поведения; - формирование осмотрительного и осторожного отношения к потенциально опасным для жизни и здоровья ситуациям; - формирование представлений об опасных для жизни и здоровья ситуациях и способах поведения в них; - передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; - формирование представления о способах безопасного поведения в быту, знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимым алгоритмом действий в случае опасности; - воспитание чувства товарищества и взаимопомощи. Из всего выше перечисленного следует, что процесс формирования элементарных представлений безопасного поведения у дошкольников, необходимо осуществлять постепенно и поэтапно, с привлечением родителей. На ознакомительном этапе работы необходимо заинтересовать детей и родителей, уточнить и систематизировать имеющиеся у них знания о правилах безопасности. На следующем этапе мы постепенно вводим знакомые для дошкольников правила в их повседневную жизнь, показываем в каких ситуациях их может поджидать опасность, а затем начинаем упражняться в применении правил безопасного поведения. На последнем этапе работы мы закрепляем полученные и усвоенные знания и умения на практике. В данной работе является важным формирование у ребенка ответственного отношения к самому себе и окружающему его миру в рамках безопасности. И тут, приходит момент, обратить внимание на включенность родителей в данный образовательный процесс, ведь часто происходит так, что взрослые на глазах у своего ребенка нарушают правила безопасности, даже не задумываясь, какой пример для подражания они показывают детям, ведь своими действиями они ставят перед детьми сложную, неразрешимую задачу: как же действовать правильно, как говорят или поступают взрослые. Ведь, если с ребенком случается неприятная ситуация, то виноватыми оказываются окружающие его взрослые, и в первую очередь это родители, которые своим примером должны были научить, воспитать и уберечь своего ребенка от возможных неприятностей. Для того чтобы ребенок четко знал и понимал, как себя вести в той или иной опасной ситуации, работа по формированию у него компетенций безопасного поведения, должна вестись комплексно, с непосредственным участием всех сторон образовательного процесса, ведь только работая сообща можно уберечь детей, от окружающих их опасностей.
Список литературы:
| |
Просмотров: 1134 | |
Всего комментариев: 0 | |